25 Сен 2011

Конфуцианская медицина в эпоху династии Хань

Конфуцианская медицина в эпоху династии Хань
В этот период была закончена книга «Хуанди Нэй Цзин». Во времена династии Хань было выдвинуто большинство великих научных идей и правил, которые заложили фундамент для дальнейшего развития традиционной китайской медицины.

Книга «Хуанди Нэй Цзин» создавалась многими неизвестными авторами по приказу первого императора Хань (который взял себе имя Хуанди, легендарный Желтый император) и его преемников. Ученые работали над тем, чтобы синтезировать взгляды лучших целителей того времени и создать работоспособную медицинскую теорию и систему.

Книга «Нэй Цзин» состоит из двух частей: «Су Вэнь» (основные вопросы), которая разбирает проблемы анатомии, физиологии и терапии, и «Лин Шу» (Таинственная суть), которая посвящена акупунктуре. Отдельные фрагменты и концепции иллюстрируют тесную связь созданной сложной медицинской системы с различными философскими традициями.

Например, в «Су Вэнь» Желтый император спрашивает Ци Бо, знаменитого врача, с которым ведет диалог на протяжении всей книги: «Почему люди не живут тысячу лет, как должны были бы жить?». На это Ци Бо отвечает: «Древние люди понимали Дао (приспосабливали свою жизнь к правилам Инь/Ян, или дуальности) и жили в гармонии с цифровыми исчислениями. Они были умеренны в питье и пище, они вставали и ложились спать в установленное время. Никто не проявлял свою силу не подобающим образом. Древние люди берегли силы ума и тела и потому могли использовать их до конца, живя полный век, отпущенный им Природой». Этот пассаж явственно отражает влияние на авторов «Су Вэнь» даосизма, проповедовавшего умеренность как средство к продлению жизни.

Концептуальный синтез происходит, когда мы сочетаем идею Инь/Ян с теорией Пяти элементов. В физиологии мы обнаруживаем, что элементами представлена не только система внутренних органов (например, каналы печени символизируют в теле функции дерева), но эти элементы можно обнаружить и в рамках одного отдельно взятого органа. Так, печень разделяется на печень Инь (хранение крови/структурная функция) и печень Ян (выделение, или активная функция). Обе функции поддерживают баланс в органе и другие органы.

Конфуцианство

Конфуцианство с его разветвленной социальной сетью и сложными экономическими взаимосвязями отражается в описании некоторых физиологических функций. Например, органы Дзанг (желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник, мочевой и желчный пузырь) — это пустотелые органы, применяемые организмом для хранения и перемещения пищи. Слово «дзанг» означает «хранилище». Иногда в книге «Нэй Цзин» возникают также ассоциации с каналами, водными протоками, дворцами, императорами, министрами и советниками — особенно часто это встречается в названиях точек акупунктуры и гербальной терапии. Главная трава в сборе называется императором, а дополнительные к ней травы — министрами и советниками.


Ваш отзыв