29 Сен 2011

Научное влияние моистов и логиков в период Чжоу

Научное влияние моистов и логиков в период Чжоу
Моисты

МоТи (479—381 гг. до н. э.) считал, что социальная философия универсальной любви не пригодна для приложения к научным исследованиям так же, как и твердая вера в духов и демонов. Тем не менее, философы-моисты выдвигали идеи, которые легли в основу эмпирического метода, развитого их последователями. Они поддерживали эмпирический подход к исследованию феноменов и полагали, что с помощью наблюдений можно доказать истину или неправоту той или иной идеи. В частности, они считали, что многочисленные сообщения о призраках и духах могут служить доказательством возможности их существования.

Поздние комментарии к трактату «Каноны Мо Тзу» («Книге мастера Мо») показывают попытки его последователей соединить логику с исследованиями. Как и античных греков, моистов интересовали социальные факторы в определении терминологии, и потому они обсуждали такие понятия, как ощущение, восприятие, уровень случайностей, классификацию, различие между свидетельством из первых и вторых рук, дедуктивную и индуктивную логику. Их интерес к рыцарской заприте слабых побуждал физиков и механиков к поискам новых оборони тельных средств.

Логики

Логика, или «Школа Имен», была создана Хуэй Ши и Кунгсунь Луном в IV в. до н. э. Говорят, что Кунгсунь Лун Цзу достиг вершин в развитии китайской философии и составил диалоги, в которых разбираются «универсальные понятия» (например, белый, лошадь, единичность и двойственность). Через свои парадоксы и рассуждения о фундаментальных принципах, он проводил идею перемен, одну из центральных проблем в эмпирическом исследовании.

Таким образом, логики, в том числе и Хуэй Ши, начали создавать диалектическую, а не формальную логику, которая стала одной из основных составляющих китайской системы научных исследований и теории медицины.

Научное влияние даосизма

Наиболее ценным вкладом даосистов в традиционную китайскую медицину стали их эмпирические и научные теории. Алхимические исследования даосистов не только побудили к поискам укрепляющих здоровье веществ, что легло в основу траволечения, но и подтолкнули к более общим эмпирическим исследованиям, в частности к изобретению пороха и целого ряда других химических соединений. Ранние даосисты не занимались вопросами продления жизни. Они считали переход от жизни к смерти простым переходом от одной формы существования к другой. Поздние даосисты уделяли проблеме земного существования намного больше внимания, поскольку считали, что человек должен исполнить как можно больше за отпущенный ему на земле срок. Они думали, что с помощью медицинских снадобий и специальной техники медитации человек способен достичь бессмертия. В поисках бессмертия они изучали и разрабатывали различные дыхательные упражнения, которые, в сочетании с медитацией, способны удержать и укрепить Ци внутри тела. «Ци» можно перевести как «воздух», «испарение» или «дыхание», она связана с энергией, разлитой в космосе и протекающей через тело человека. Это также очень важный аспект китайской медицины, близкий к древнегреческой идее «пневмы» или индийской «праны».

Манфред Поркерт определяет Ци как «энергию, обладающую четко различимыми свойствами, энергию определенного направления в пространстве, имеющую структуру или энергетическую конфигурацию». Это жизненная сила, которая движет любым живым организмом. Энергия Ци необходима для нормального функционирования внутренних органов, в которых она циркулирует. Она обладает силой, оздоровляющей эти органы, будь то деятельность кровеносной системы, способность к речи и т. д. Поль Унпгульд называет Ци «тончайшей материей» и подчеркивает, что даже будучи невидимой, неосязаемой и не имеющей формы, она является той самой, упоминаемой в античной литературе материей, ссылки на которую имеются во многих древних медицинских текстах.

картридж!

Ваш отзыв